Автошколы Смоленск. Астра. Учащимся.

 

4.2.2. Темы - учить: 

 

Тема 13: "Проезд перекрестков" - часть 5: Кольца

Часть 5.1. Общие правила

проезда колец

Часть 5.2. Правила проезда колец г. Смоленска

5.2.1. "Соловьиная роща"

5.2.2. "Пр. Строителей"

5.2.3. "Шарм"

    «Кольцевой перекресток» является, по сути, набором простых перекрестков, а точнее, пересечений проезжих частей, последовательно расположенных по ходу движения на кольце.
   Правильность проезда кольца обеспечивается правильностью проезда каждого пересечения и,

в конечном итоге, гарантирует безопасность дорожного движения.

 

   Если «развернуть» кольцо (рис. 1), мы получим вот такую фигуру (рис. 2).

   Стороны крестообразного перескрестка стали входами и выходами с кольца.  А что произошло с разрешенными траекториями движения?

   Мы уже знаем, что выезд с кольца всегда является поворотом НАПРАВО и возможен только из КРАЙНЕГО ПРАВОГО ПОЛОЖЕНИЯ на проезжей части (пп. 8.5, 8.6 ПДД), поэтому ПРЯМАЯ траектория движения по ЛЕВОЙ полосе исчезла. Осталось только движение НАЛЕВО.

   Запрет же поворота НАЛЕВО из ПРАВОЙ полосы никто не отменял.

Зоны поворотов на перекрестках обозначены зеленым цветом.

 

   Если рассмотреть "более классический" вариант кольца, разрешенные траектории движения будут располагаться вот так (рис. 10):Е

Рис. 10

   Итак, в соответствии с п.п. 8.5 и 8.6 ПДД, выход с кольца всегда выполняется только из крайнего правого положения на проезжей части.


   Из внутренних (левых) полос кольца - выход ЗАПРЕЩЕН!
   Продолжать движение НАЛЕВО по кольцу в крайнем правом ряду (если не осуществляете выход), также не следует (красные стрелки).


   Прямого запрещения для движения налево по кольцу в правом ряду в Правилах нет. Однако, есть запрет на такое движение Правилами проезда перекрестков (рис. 7,8) и требованиями пункта 8.5 ПДД. Кроме того, такая траектория движения опасна: Неграмотный водитель, находящийся слева от Вас, может предпринять попытку выхода с кольца из внутреннего (левого) ряда и спровоцировать ДТП с Вашим участием.

 

   Для движения НАЛЕВО имеются левые ряды (выделены серым цветом). Если же, по каким-то причинам, Вы не совершили выход с кольца и продолжили движение НАЛЕВО в крайнем правом ряду, делайте это с включением указателей левого поворота (чтобы предупредить других участников движения о намерении не покидать занимаемую полосу).


   Общее правило движения по кольцу (при отсутствии Д/знаков 5.15.1-5.15.2 или аналогичной Д/разметки) можно продемонстрировать следующими знаками:

   Маневрирование на въездах и выездах с кольца осуществляется аналогично маневрированию на перекрестках (см. рис. 6-8).


   При этом, на небольших перекрестках (если время от въезда до первого съезда составляет менее 4 сек), закругление кольца, направленное вправо, следует считать естественным изгибом дороги (других вариантов движения по кольцу не существует) и отдельно не обозначать указателями поворотов.

 

   Следует помнить, что:   

   "...сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения"   (п. 8.2 ПДД).


   При подаче сигналов указателями поворотов решающее значение имеет безопасность дорожного движения.


   Маневрирование между съездами с кольца осуществляется аналогично маневрированию на полосах обычных дорог.


   Напомним, что согласно п. 8.2 ПДД  "Подача сигналов указателями поворотов или рукой должна производиться заблаговременно (за 4-6 сек до выполнения маневра в НП, за 6-10 сек вне НП) до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения."


   Расстояние от места подачи сигнала указателями поворотов до начала выполнения маневра пропорционально исходной скорости движения (чем больше исходная скорость – тем больше оставшееся до выполнения маневра расстояние).

   I). При въезде на кольцо, за 3-4 секунды до занятия «своей полосы», включить правые повороты должны все водители  (№ 1, 2, 3, 4).


Сразу после занятия «своих полос» на кольце, подача сигналов прекращается.


   II). Последующая подача сигналов осуществляется с учетом дальнейшего направления движения:
1.  А/м №1, намеревающийся съехать с кольца, за 4-6 сек до съезда подает сигнал поворота направо (включает указатель правого поворота).
2.  А/м №2, намеревающийся продолжить движение по своей полосе без ее смены, не подает никаких сигналов (чтобы не спровоцировать ДТП, введя в заблуждение водителя а/м №5, который торопится въехать на кольцо справа).
3.  А/м №3, намеревающийся продолжить движение по своей полосе без ее смены, также не подает никаких сигналов (чтобы также не ввести в заблуждение водителя а/м №5 и водителя а/м №2, который может прибегнуть к экстренному торможению для предотвращения ДТП, напуганный резким намерением «подреза» и занятия более правой полосы).
4.  А/м №4, занявший левую (внутреннюю) полосу кольца, может включить указатель левого поворота и переключить его на правый только перед сменой полосы.

II). Если Вы въезжаете на небольшое кольцо, где время (расстояние) от въезда до первого съезда с кольца (поворота направо) составляет менее 4-6 сек, включить правые повороты обязан только водитель а/м №1, намеревающийся съехать с кольца в первый съезд.
Водители а/м № 2, 3, намеревающиеся продолжить движение по своим полосам без их смены, не подают никаких сигналов (чтобы не спровоцировать ДТП, введя в заблуждение водителя а/м №4 и друг друга).

Последующая подача сигналов указателями поворотов в п.п. I и II осуществляется с учетом дальнейшего направления движения по мере достижения «Точек выбора», как при смене полос на обычных дорогах.
В «Точках выбора», все водители, для «успокоения» соседей справа и предупреждения опасных перестроений соседей слева, могут включать сигнал левого указателя поворота при намерении продолжать движение по своей полосе.

Примеры проезда "Больших" и "Малых"колец:

Подача сигналов при проезде колец:

   Что касается колец, то и здесь Правила не делают никаких исключений. Проезд кольца аналогичен проезду обычного перекрестка.

   Перед въездом на кольцо, определите с какой стороны от воображаемой разделительной линии, проходящей от Вас через центр кольца, будет находиться нужный Вам выезд.
   А. Если он располагается справа (в «синей» зоне), входить на кольцо нужно с правой полосы.
   В. Если нужный съезд располагается слева (в «желтой» зоне), войти на кольцо лучше из левой полосы.

   См. ПРИМЕР на рис. А, Б.

Двигаясь по кольцу и приближаясь к нужному съезду, необходимо заблаговременно перестроиться на правую полосу (уступая дорогу), и затем, заняв крайнее правое положение, выйти с кольца.

 

Не забываем про своевременную подачу сигналов указателями поворотов. 

Рис. Б:

Возможные траектории движения по ПРАВОЙ полосе (синие стрелки).
Возможные траектории движения по ЛЕВОЙ полосе (желтые стрелки).

Движение в направлении красных стрелок - ЗАПРЕЩЕНО!

 

Сигналы указателями поворотов следует подавать как на рис. 12.1:

   1. По траектории 1 - Включаем правый указатель поворотов при входе на кольцо.

   2. По траектории 2 - При входе - ничего. Включаем правый указатель поворотов при выходе с кольца.

(Сигналы подаются ЗАБЛАГОВРЕМЕННО: за 3-4 сек до начала маневра на кольце).

   3. По траектории 3 - При входе - ничего. Включаем левый указатель поворотов при начале движения по кольцу. (Или сразу: Включаем левый указатель поворотов при входе на кольцо).

 

Если кольцо не очень сложное (не более 4-х въездов/съездов), то ориентировочную воображаемую линию можно проводить просто прямо (черная стрелка на Рис. 12-13).

Часть 5.3. Материалы для самозадания по проезду колец г. Смоленска

 

Скачайте и распечатайте указанные ниже формы для самозадания по проезду колец. Буквой "В" отмечен предполагаемый въезд на кольцо. Ваша задача выбрать будущий выход с кольца (со 2-го по 5-ый) и прорисовать траектории Вашего движения по кольцу, с учетом полосы (и положения на полосе) входа, возможных перестроений и выхода. Сплошной линией обозначаем траекторию "Имея преимущество", прерывистой - "Уступая дорогу". Обозначаем места включения и выключения соответствующих указателей поворотов. 

 

"Соловьиная роща"   

 

"Пр. Строителей"

 

Ответы "Соловьиная Роща"

 

Ответы "Пр. Строителей"

   Так как движение по кольцу организовано только в одном направлении (против часовой стрелки), выезд с кольца всегда является поворотом НАПРАВО (рис. 2), за исключением случаев движения по касательной (траектория 1 на рис. 3).
   Движение по кольцу (против часовой стрелки) – всегда направлено ВЛЕВО (траектория 2 на рис. 3).

 

   Теперь, давайте вспомним общеизвестное пособие для начинающих водителей: "Разрешенные траектории движения на перекрестке (если Д/знаки и/или Д/разметка не устанавливают иной порядок движения)". 

   Для многополосного перекрестка оно будет выглядеть так (рис. 4), для двухполосного так (рис. 5):

   Что главное в этих рисунках? Правильно. Выполнение "Принципа веера" - попутные траектории не должны пересекаться. Количество полос значения не имеет - средние разрешают  движение только прямо.

   Рассмотрим эти схемы при фактическом наличии ТС на проезжей части с учетом пункта 8.5 и 8.6  ПДД.

п. 8.5 ПДД:  

"...Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…".

п. 8.6 ПДД:
"…При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части."

   Вот что получилось (рис. 6-6.1):

   Согласно п. 8.5 ПДД - поворот НАЛЕВО из правой полосы ЗАПРЕЩЕН, как и поворот НАПРАВО из левой (рис. 7 - красные траектории).

 

   Преобразуем крестообразный перекресток (рис. 8) в кольцо. Для этого помесим в центр крестообразного перекрестка жирное пятно (рис. 9). 

   Для начала давайте вспомним параграф 8 ПДД и попробуем включить здравую логику. 

   Если провести прямо-вперед воображаемую линию от места водителя, то все, что находится в СИНЕЙ зоне, будет называться "СПРАВА", а в ЖЕЛТОЙ зоне - "СЛЕВА" от водителя. 

   Поэтому, если дальнейшая цель движения будет находиться в СИНЕЙ зоне - заблаговременно перед выполнением маневра потребуется включить ПРАВЫЕ  указатели  поворотов. Если в ЖЕЛТОЙ - соответственно, ЛЕВЫЕ.

   При движении ПРЯМО включения указателей поворотов не требуется.

Перед выполнением поворотов не забываем занять соответствующее крайнее положение на проезжей части - п. 8.5 ПДД. 

   Напомним, что:   

      "...сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения"   (п. 8.2 ПДД).


   При подаче сигнала решающее значение имеет БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (а не скорость "перещелкивания поворотников", как думают некоторые экзаменаторы - Вы не в цирковое училище поступаете). 

   Кроме того, водителю А/М №4 (рис. 13) нужен понятный сигнал, т. к. у него нет ни времени, ни желания контролировать ИМЕННО ВАС и разбираться с  ИМЕННО С ВАШЕЙ "цветомузыкой".

   Подача сигнала правым указателем поворота при входе на кольцо при движении по траекториям 2 и 3, скорее всего приведет к неизбежному ДТП с Вашим участием, из-за введения в заблуждение водителя А/М № 4.

По поводу «правого поворота»:


Многие «водители-теоретики» считают, что при входе в кольца  нужно ВСЕГДА включать указатели правого поворота и входить в правую полосу кольца, ссылаясь на требования Правил ДД.
Попробуем детально разобраться с этим утверждением.

Действительно, в Правилах дорожного движения есть требование п. 8.6.: "…При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части."
И даже есть соответствующая иллюстрация такого входа на кольцевой перекресток (См. рис. 14):

Рис. 14 (вход на кольцо с соблюдением п. 8.6. ПДД).

 

Никто и не спорит. Такой вход возможен.

Но давайте оставаться реалистами – вряд ли нормальному человеку придет в голову въезжать на кольцо подобным способом. Кроме огромной пробки, массовой драки и зря побитых автомобилей, такой способ въезда ничего не даст.


Кроме того, пунктом 8.5. ПДД кольца освобождены от подобных экзекуций: «…кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекрестки, где организовано круговое движение…».


Как и при поворотах на МНОГОПОЛОСНЫХ перекрестках, на кольцах выполняется
«Принцип веера: Попутные траектории не должны пересекаться».
То есть, каждая полоса ВЪЕЗДА на кольцо имеет и "СВОЮ" полосу для дальнейшего движения!


Вот так бы выглядел въезд на "Большое кольцо" в идеале: рис. 15

Рис. 15 (правильный въезд на кольцо).

 

 

   Вот как это выполняется:

 

   1). Все водители при въезде на кольцо, за 3-4 секунды до занятия «своих полос» на кольце, подают сигналы указателями правых поворотов.

   2). После занятия «своих полос» подача сигналов прекращается.

   3). Дальнейшее движение по кольцу происходит как на полосах обычных дорог – подача сигналов производится заблаговременно перед началом выполнения маневра (изменение положения на полосе/смена полосы/выход с кольца).

 

ГЛАВНОЕ:

 

   Сигналы подаются ЗАБЛАГОВРЕМЕННО перед занятием "СВОИХ" полос, а не перед входом на кольцо, так как двигаясь на "СВОЮ" полосу кольца, водитель пересекает "ЧУЖИЕ" полосы в направлении "ПРЯМО". Сигнал в этом случае не подается.

 

СИГНАЛЫ должны быть СВОЕВРЕМЕННЫ, ЗАМЕТНЫ и ПОНЯТНЫ.

 

По поводу въезда на "Большие кольца" все понятно, а вот с сигналами при въезде на "Малые кольца"  дело обстоит немного иначе.

 

Ниже мы приводим примеры въездов на «Большое» и «Малое» кольца.